Все сущее — это часть великой вселенской игры космических энергий. В мире нет ничего, что обладало бы независимым существованием, поскольку можно показать, что у любого отдельно взятого «элемента бытия» есть множество прямых связей с другими «элементами бытия». Независимость и индивидуальность — это мифы, созданные человеком. Человек не может жить без воздуха. Воздух существует потому, что планетарная масса Земли и скорость ее вращения (а также множество других факторов) разрешают ей окутывать себя газовой мантией. А сама Земля существует по милости Солнца, которое, в свою очередь, существует как часть галактики. Галактика же существует в составе макрокосма.
На этом этапе западная наука входит в царство теоретической астрофизики и космогенеза. Миф о человеческой индивидуальности опровергается научными данными, но истинная природа вселенной, частью которой является человек, по-прежнему от нас ускользает, оставаясь захватывающей воображение тайной.
Однако вот уже много тысяч лет подряд каждый индиец осознает свою индивидуальную роль как взаимозависимое начало в макрокосмической драме. Роль человечества состоит в проявлении той же первичной силы, что дала рождение солнцам и галактикам. Человечество воспринимается в свете сложной и многоплановой космологии и онтологии (науки о бытии-как-оно-есть). Наверное, нельзя считать случайным совпадением, что постулаты этой самой древней из космологии все в большей и большей степени подтверждаются с каждым новым открытием современного знания в области материальных наук. Именно эта космология лежит в основе всей ведической науки, в том числе и науки повседневной жизни.
Большинство ведических воззрений на реальность можно понять в переложении на термины Запада. Но для сил, взаимодействующих в центре творения, для триады, составляющей основу всех явлений, синонимичного термина на Западе не найти. Эти вездесущие силы — три гуны, которые называются тамас (инерция), раджас (активность) и саттва (сущность).
Все проявленное бытие происходит из единого источника — пракрити. Этот первобытный неистощимый источник бытия можно уподобить перевернутому дереву, чьи корни торчат наверху, а ствол и крона расположены внизу. Та часть дерева, которая скрыта от чувственного восприятия человека, — это корневая часть, мула-пракрити (мула — санскр. «корень»). Этот корень и порождает все творение.
Мула-пракрити, первичное бытие, — это состояние полного баланса, или равновесия. У этой пракрити нет пола, идентификации, формы — никаких признаков, квалифицирующих ее природу. Природа здесь недифференцирована, она — за гранью человеческого восприятия.
На этой ступени неразделимого единства бытие допускает лишь самые чистейшие и самые светлейшие частоты. На этой ступени все представлено саттвой, сущностью.
Для сохранения этого состояния целостности саттва непрерывно порождает из самой себя пространство. И это зарождение космоса составляет первый шаг в цикле творения. Какое-то время пространство изливается свободно — так в океане свободно течет вода. Но как только начинается проявление, начинается неумолимое движение вниз. По мере того как генерируются потоки энергии, создается и блокировка их потока, поскольку течение завихряется обратно само на себя. Эта блокировка, это препятствие на пути потока пространства и есть тамас.
Именно тамас — первопричина творения, ибо без препятствия саттвические частоты никогда не начали бы нисхождение от тонкости к плотности.
Появление тамаса нарушает единообразие потока пространства, формируя независимую цепь. Эта новая цепь, замкнутая система, созданная на частотах корневой пракрити, называется золотым яйцом (санскр. хиранья-гарбха).
Пока пракрита остается инертной и неподвижной, не существует ничего, кроме чистой саттвы. Но генерирование пространства порождает движение и активность. Такова уж природа творения, что едва начинается действие, как энергия неизбежно начинает течь сверху вниз, превращаясь из тонкой в плотную. Как только начинается действие, формируются потоки энергии. И с течением времени один из потоков неминуемо сталкивается с другим — порождая турбуленцию, волны в эволюционном потоке.
Сами по себе гуны незаметны — вернее, они находятся за порогом нашего восприятия. Мы можем наблюдать лишь результаты их деятельности.
То же самое происходит с каждым человеком. Попытайтесь увидеть человека. Все, что способен воспринять глаз, —это совсем не человек. Тело, которое он видит, претерпевает бесконечные изменения по мере развития, взросления и увядания. Клетки постоянно умирают и заменяются вновь образованными. К двенадцати годам все ткани, с которых начинается жизнь организма, умирают. В сущности, каждые двенадцать лет человек обретает новое тело. При этом у него есть глубокое ощущение неизменности собственного «Я», которое скрывается за вечно меняющейся формой. Это «Я» и составляет сущность человека — но это «Я» нельзя увидеть.
Или же попытайтесь услышать человека. То, что вы слышите, — это не человек, а закодированные электрические сигналы в мозгу слушателя, которые возникают из-за воздействия колеблющихся молекул воздуха на барабанные перепонки. При этом внутренний звук человека, или его ритмический цикл, находится за порогом изменений внешних звуков, которые издает человек. Этот звук не может быть услышан другими.
Точно так же нельзя почувствовать запах другого человека, вы ощущаете лишь запах химических веществ и соединений, исходящих от тела, той химии, источником которой служит пища и напитки. Как нельзя узнать и вкусовые или осязательные ощущения другого человека.
В действительности человек ощущает не другого человека как такового, а лишь его следствие, плотное проявление существа этого человека. Но истинную природу другого человека нельзя постичь с помощью органов восприятия.
Все, что ощущается в присутствии другого человека, — это лишь внешнее следствие внутреннего причинного процесса, который в нем происходит. Вот так же нельзя ощутить органами чувств и реальную форму гун. Можно распознать лишь следствие их взаимодействий, их майю.
Лед, жидкость и пар — это три проявления одного и того же сущностного вещества — воды. В жидком состоянии сущность воды способна свободно растекаться в границах, заданных формой емкости, в которой она находится. В состоянии льда та же самая сущность утрачивает подвижность и приобретает единую форму и единую структуру. В состоянии пара сущность наиболее приближена к ее истинной природе, потому что сейчас она заполняет весь предоставленный ей объем, распространяясь во всех направлениях.
Вода — это раджасическая форма сущности и переходная стадия между льдом и паром, а также паром и льдом. Чтобы превратиться в пар, лед сначала должен стать водой; а чтобы превратиться в лед, пар сначала должен превратиться в воду. Таким образом, лед — это тамасическая форма сущности, форма, наиболее ограниченная во времени и пространстве; эта форма, в которой движение отдельных частиц фактически прекратилось. Наконец, пар — это саттвическая форма сущности, ибо пар преодолевает пределы гравитации и формы и рассеивается в пространстве.
Если на своем пути неуловимое встречается со знанием, это знание мгновенно выжигает неведение, которое является следствием привязанности, и тотчас же сливается с его истинной натурой — чистым светом.
Эволюционное развитие происходит по пути неведения. Эволюция протекает во мраке неведения, и в этом неведении безграничное становится ограниченным, представляя самое себя ограниченным телом.
Такова структура дерева пракрита. Невидимые корни порождают ощущение индивидуальности, эго. Эго, в свою очередь, формирует пять элементов системы чувств, при помощи которых создает мир названий и форм. Затем возникает ум, а с ним пять органов чувств и пять рабочих органов. И наконец возникает само физическое тело. Плод дерева пракрити — это рождение, срок жизни и радость, а вкус плода — наслаждение и страдание. Чистая саттва порождает сознание, которое становится активным (раджас) и втягивается в ограниченное пространство (тамас) индивидуальной формы.
Сознание жестко связывается формой и, запутавшись в собственной игре, вынуждено подчиняться законам и принципам, которые правят миром названий и форм. Три гуны и пять элементов (пространство, воздух, огонь, вода и земля) образуют аштадха-пракрити, восьмеричную природу проявленной реальности. Все, что существует в мире чувств, — не что иное, как игра пяти элементов, направляемая вечно изменяющимся взаимодействием гун и переживаемая Единым Сознанием («Я»).
Гуны можно представить как переплетение трех цветных нитей. Иногда создается впечатление, что на поверхности доминирует один цвет, иногда — другой, а иногда — третий. Но наблюдая за переплетением в целом, понимаешь, что преобладание цвета — не более чем иллюзия. В этом переплетении всегда представлены все три цветные нити, просто иногда одна из нитей закрывает видимость остальных. Это не три отдельные сущности, а три формы одного бытия. Туны не мешают друг другу и не противодействуют друг другу. Они не являются препятствием на пути друг друга. Каждая из них помогает другим эволюционировать. Они действуют совместно, во взаимном согласии друг с другом и представлены во всем сущем в вечно изменяющихся пропорциях.
Возможности и сила гун
Саттва способна порождать свет. Именно в свете саттвы человек видит свои сны. Свет, видимый в состоянии сна со сновидениями, — это свет саттвы. Глаза закрыты и все остальные органы чувств отключены, но в снах не господствует тьма. По этой причине саттву ассоциируют с гормоном мелатонином, вырабатываемым шишковидной железой. Саттва способна к производству света и созданию четкой перспективы видения, что позволяет избавиться от хаоса.
Раджас обладает способностью заряжать человека энергией. Эта гуна побуждает и вдохновляет человека на труд. Ее природа — страдание, ибо только активность порождает боль.
Тамас нажимает на кнопку «стоп». Эта гуна служит источником сопротивления, препятствий и преград.
Работа гун
Гуны стремятся по очереди доминировать друг над другом. Ясно, что в определенный момент времени господствует лишь одна гуна, с течением времени уступая свое доминирующее влияние остальным.
Когда преобладает саттва, раджас и тамас отодвигаются на задний план. В это время исчезают все порывы вдохновения, побуждающие предпринять активные действия, как растворяется и привязанность. Улетучивается воодушевление работать и рассеивается неведение. Возникает состояние, когда нечего делать, некуда идти, нет работы, которой хотелось бы заниматься, нет желания ни есть, ни спать, нет ни волнения, ни замешательства. Остается лишь свет да блаженство, что, в свою очередь, порождает больше света, больше покоя и больше безмятежности.
Когда доминирует раджас, эта гуна отталкивает на задний план саттву и тамас. Возникает огромный прилив энергии, страстное желание взяться за работу, реализовывать планы и заниматься активной деятельностью. Действие — вот доминирующее состояние раджаса.
Когда господствует тамас, раджас и саттва оттесняются за кулисы. В это время человек испытывает лень и привязанность. Ему никуда не хочется ходить, он предпочитает оставаться на одном месте.
Гуны во взаимодействии
Все три гуны зависят друг от друга, они помогают друг другу в процессе эволюции и в процессе саморазвития, когда плотное эволюционирует обратно в сторону тонкого.
В процессе выхода наверх каждой из гун, одна гуна играет роль ступеньки для другой. Любому элементу сущего, который стабилен и находится во власти тамаса, раджас придает мотивацию и активность. Такое движение и активность способствуют процессу осуществления, пока этот элемент движется к постижению своей истинной, или сущностной природы — природы света, саттвы. Закрытая тамасом, саттва прибегает к помощи раджаса, чтобы самой выйти на свет.
Гуны никогда не отделяются друг от друга, они всегда существуют как единое целое, как одна пара. Когда доминирует одна из гун, две остальные образуют пару, которая остается рецессивной. Но они никогда полностью не теряются и не исчезают. Гуны вездесущи. Саттва образует пару с раджасом. Тамас объединяется в одну пару с раджасом. Лишь саттва не может непосредственно объединиться с тамасом, потому что для превращения саттвы в тамас и наоборот необходимо присутствие раджаса. У тамаса нет ни малейшей надежды достичь саттвы в отсутствие раджаса, а саттве никогда не приблизиться к тамасу без помощи раджаса. Таким образом, раджас — это регулятор, или посредник, ибо без его помощи ни саттва, ни тамас не могут действовать, ведь за действие отвечает раджас.
Тогда саттву можно представить как тамас, трансформированный активностью до его высших частот. Значит, тамас — это саттва, трансформированная активностью до ее низших частот.
Воск для свечи — это тамас для света. Чтобы превратиться в свет (саттву), ему нужна огненная искра, которая зажжет фитиль (раджас). Между тамасом и саттвой существует такая же взаимосвязь, как между воском и светом. Воск — это свет в его самой плотной форме; свет же — это тончайшая форма воска.
Гуны неотделимы друг от друга. Они никогда не были и никогда не будут отделены друг от друга. Они лишь взаимообратимы, обладая способностью превращаться друг в друга.
Природа гун
Саттва — это свет в его силе, свет в его сиянии и блеске, свет в самой природе.
Раджас — это активность, и его роль — проявление. Когда в теле доминирует раджас, человеком овладевает большой энтузиазм, нетерпение и энергетическая жажда работать. Именно меркурианская природа раджаса побуждает саттву давать свет.
Тамас — вот что поддерживает неведение, страх и суеверия. Тамас скрывает истину за завесой иллюзии, а затем заставляет человека бояться узнать эту истину. Тамас—это откладывание со дня надень, отсутствие стимулов и спячка. Если саттва — это цель, а раджас — энергия, то тамас — это инертность, нисходящая сила, которая давит на человека, умоляя его прекратить любую деятельность.
В саттве и в тамасе человек покидает мир чувств. Но в саттве он сливается со светом, а в тамасе он сливается с тьмой.
Такова природа и роли трех космических сил, или гун. Мы поняли, как они действуют. Мы узнали, что, хотя саттва и тамас являются полными противоположностями (одна — это свет, а вторая — тьма), они в действительности не антагонисты. Саттва и тамас помогают друг другу в процессе эволюции «от тонкого к плотному» и, наоборот, в развитии «от плотного к тонкому». Они извлекают энергию из низших частот и переводят ее в высшие частотные диапазоны. Это не «борьба за существование», и даже не «естественный отбор», когда выживает сильнейший, а, скорее, непрекращающееся взаимодействие гун.
Саттва — это легкость, тамас — это тяжесть. Тамас придает стабильность и является фундаментальной опорой. Раджас порождает активность и дает вдохновение. В сущности, игра творения — это игра гун и пяти элементов. Взаимодействие этой восьмерки в присутствии Единого Сознания и порождает весь мир названий и форм.
Все на планете не лишено наслаждения, страдания и привязанности. Нет такого объекта, который бы не мог принести человеку наслаждение, страдание или дать ощущение привязанности. Объекты чувств вызывают либо один, либо два, либо все три таких отклика у индивида в зависимости от его вибрационных частот и восприимчивости. Тот, у кого доминирует саттва, испытывает наслаждение. Тот, кто находится под властью раджаса, испытывает страдание. Тот, у кого преобладает тамас, испытывает привязанность. Тот, у кого господствуют саттва и раджас, испытывает как наслаждение, так и страдание; тот, кем управляет раджас и тамас, испытывает страдание и привязанность.
Все сущее содержит в себе нечто такое, посредством чего человек может отождествить чувства наслаждения, страдания и привязанности — саттву-рад-жас-тамас.
Гуны и самосовершенствование
Естественный ход эволюции направлен «от тонкого к плотному». Изначально вселенная существовала в виде одного космического атома, или Золотого Яйца. Сначала идеи зарождаются в умах людей. Затем возникает активность, запускающая нисходящее направление движения. Золотое Яйцо разбивается вдребезги, человек принимается за осуществление идеи. Нисхождение потока энергии продолжается до тех пор, пока, наконец, энергия не попадает в ловушку плотной формы. Солнечная система принимает определенную форму; идея воплощается в материальный продукт.
Эта игра энергии наблюдается в каждом измерении бытия, ибо материальный мир названий и форм есть не что иное, как производная этих же сил; под их действием находится даже внутренний мир человеческого ума.
Человечество — это кривая развития вселенной, сознание, спустившееся и присоединившееся к материальной форме.
При этом процесс эволюции нельзя назвать поступательным. Каждый человек содержит в себе искру сознания, которая интуитивно помнит о блаженстве неразделимого единства с космосом — истинной природе сознания. У каждого человека есть пять органов чувств для восприятия мира и пять рабочих органов, при помощи которых он действует в этом мире.
От саттвы к раджасу и от раджаса к тамасу направлен ход эволюции, хотя этот же раджас можно использовать для обращения тамаса обратно в саттву. Обладая пятью органами чувств и пятью рабочими органами, человек стоит перед выбором: либо вместе с силой гравитации всегда двигаться вниз к тамасу, либо созидать и действовать, чтобы подниматься к свету.
Человек с преобладанием саттвы смотрит на какую-то вещь, и ему открывается прошлое, настоящее и будущее этой вещи. Объект чувств мгновенно связывается в уме с его источником, и от этого источника человек прослеживает эволюцию объекта чувств через все ее разнообразные ступени к нынешней форме этого объекта — и от настоящего к будущему.
Человек с преобладанием раджаса посмотрит на какую-то вещь и использует ее в общей схеме деятельности лишь с точки зрения ее нынешней ценности.
Человек же с преобладанием тамаса вообще не обратит внимания на эту вещь, если только случайно о нее не споткнется.
Саттва — это свет, ясность и осознание. Раджас — это вдохновение, активность и страдание. Томас — это сомнение, тьма и привязанность.
Человек может по собственному выбору генерировать в своей жизни больше саттвы, а может слиться с нисходящим потоком энергии, обращаясь в тамас (что в конце концов вырождается в полную инертность и смерть). Чтобы увеличить саттву, надо пережить больше страдания, поскольку тамаспожирается огнем самодисциплины. Но страдание открывает человеку путь к свету, наслаждению и ясному осознанию собственной природы и роли во вселенной.
Тот, кто понимает эти три гуны и их природу, может распознать в себе их присутствие и действие, а на основе этого знания принять на себя ответственность за совершенствование состояния своего организма.
Он обнаружит, что еда тоже бывает саттвической, раджасической и тамасической. Он узнает, что его личные чувства играют роль безошибочного и надежного проводника к познанию взаимодействия гун в нем самом. Он осознает, что действия и события, которые порождают свет, ясность и внутреннее проникновение в суть вещей, обладают саттвической природой; что вещи, которые создают вдохновение, активность и страдание, являются по своей природе раджасическими; и что вещи, вызывающие привязанность, сомнение, неведение и спячку, имеют тамасическую природу.
Используя раджас для увеличения саттвы, человек может противодействовать гравитационной силе и воссоединить свою искру сознания с Единым Сознанием, некогда давшим ему рождение. Капля может обратно влиться в океан.
Наградой для того, кто предпринимает усилие, становится сат-чит-ананда — истина, бытие и блаженство.