Цель работы над собой — создавать свет и воплощать истину в каждой мысли и действии. Создавать свет — это разгонять тьму, разрушать оккультизм и мистицизм. Оккультный буквально означает «скрытый», спрятанный от света; мистический означает «тайный, загадочный».
Древняя наука тантра-йога предлагает эмпирически доказанные методы накопления энергии. Тантрические техники, если их практиковать долгое время, обещают длительную, но подлинную эволюцию психической энергии. Основной из этих практик считается тратак.
Слово тратак происходит от санскритского трут, «плач» (в смысле «испускание слез»). Тратак — это практика, которая используется для возбуждения энергетического уровня мозга и концентрации всей ментальной энергии на одном центре зрительного внимания. Хотя в общепринятой западной терминологии слово тратак понимается просто как медитация на свече, сущность этой концепции выходит далеко за рамки одной лишь концентрации на пламени.
Любой источник зрительного сигнала, вблизи или вдали, на котором медитирующий удерживает неморгающий взгляд, пока на его глазах не выступают слезы, можно использовать в качестве объекта концентрации. Таким образом, тратак — это не что иное, как процесс вхождения в состояние однонаправленной фокусировки внимания благодаря центрированию взгляда.
Тратак состоит из трех основных ступеней: релаксации, достигаемой при охлаждении системы благодаря регуляции дыхания; концентрации, в которой медитирующий центрирует зрительное внимание на одном объекте или точке, пока не выступают слезы; и собственно медитации, когда глаза закрыты и объект визуализируется в том виде, в каком его зрительный образ сохранился на сетчатке.
Ум и чувства
Для понимания сущности тратака необходимо четко осознать природу ума и энергетических токов, действующих в человеческом сознании. Йоги считают ум одним из четырех атрибутов сознания. Сознание — это манас, буддхи, ахамкара и читта. Манас — это ум; буддхи — интеллект; эго, чувство «я» — это ахамкара; существо, или сущность человека, — это читта.
Все происходящее проявляется в зоне непрерывного спектра действий и взаимодействий. Органы чувств — это окна ума, или манаса. Каждое послание феноменального мира проходит сквозь эти окна ума для последующего представления интеллекту, или буддхи. Интеллект —это консультант, удерживающий в памяти весь опыт прошлого и все возможности, которые содержит будущее. Он осознает положительные и отрицательные аспекты всего, что поставляет ему ум, и всегда воспринимает это в трехмерной системе координат: прошлое, настоящее и будущее.
Как искренний друг, буддхи направляет человеческий организм, сам оставаясь отрешенным: дружески настроенный, но беспристрастный судья.
Эго — это та часть сознания, которая занимается индентификацией и действует. Пока интеллект выносит экспертное суждение, ахамкара воздействует на эти суждения, отклоняя то, что считает неприемлемым, и осуществляя все, что считает приемлемым. Эго —это концепция «я», именно оно создает ощущение отделенное™ от других существ. Эго позволяет существу влиться в феноменальный мир.
Читта — это ощущение «я», сердцевина существа. Все действия эго записываются в читте. Действия, которые находят положительный отклик в этой сущности, или внутренней натуре, порождают чувство блаженства. Действия, идущие вразрез с внутренней натурой, вызывают страдание и неудовлетворенность. Читта выходит за пределы компетенции чувств, она вне оценок и идентификаций.
Энергия в виде света, звука, запаха, вкуса и осязания достигает глаз, ушей, носа, вкусовых сосочков и осязательных рецепторов. Эта приходящая энергия возбуждает орган чувств, запуская процесс, который завершается в мозгу. Поступающие токи заметно изменяют деятельность организма.
Чувственное восприятие активизирует ум, и дубликат первоначального раздражителя передается интеллекту и эго, расположенным во внутричерепных тканях самого мозга. Энергия внешнего мира, которая находится вне организма, проникает в мозг (плотное проявление ума на физическом плане) благодаря органам чувств и нервной системе и проявляется как изменения в сознании. Восприятие внешнего мира — это на самом деле события, происходящие в сознании (мозг), которые разворачиваются за счет энергии внешнего источника. Например, человек слышит не внешний звук, а электромагнитные импульсы нервной системы, чья частота колебаний резонирует с внешним звуком. Человек не слышит внешний раздражитель как таковой.
Мы постоянно окружены объектами сенсорной стимуляции и зачастую с большим трудом можем сфокусировать внимание на одном объекте. Другие источники состязаются с выбранным нами объектом концентрации, стремясь проникнуть в сферу нашего внимания и подорвать его устойчивость. Именно ум посылает в сознание лазутчиков, которые отвлекают и рассеивают внимание.
Вы сосредоточенно пишете письмо, когда вдруг, боковым зрением, замечаете какое-то движение. Ум передает чувственное восприятие интеллекту. Теперь наступает очередь интеллекта зарегистрировать это движение как действие непонятного происхождения, которое может привести к неизвестным последствиям для организма. Эго, обеспокоенное появлением чего-то неопределенного, стремится провести позитивное отождествление, поэтому оно заставляет вас повернуться лицом к источнику движения. Вы обнаруживаете, что это просто ветер колышет занавес. Вы успокаиваетесь, расслабляетесь и продолжаете писать письмо.
В этой традиционной последовательности отчетливо прослеживаются все четыре элемента. Ум посылает информацию о смутных очертаниях движения интеллекту. Интеллект передает «неизвестный» сигнал эго. Эго, испытывающее неудовольствие от неопределенности, отчаянно пытается провести отождествление, приказывая телу действовать. Как только осуществляется отождествление, ваше «я» регистрирует облегчение.
Вы отвлеклись от выполнения главной задачи, погрузившись в долгий и сложный процесс, который перебивает первоначальный ход вашей мысли. Чтобы вернуться к письму, вам требуется время на размышление и сосредоточение, время для того, чтобы «собраться с мыслями».
Чувственные восприятия посылаются интеллекту для оценивания, а затем передаются эго для совершения действий. Интеллект —это функция сознания, которая занимается сканированием необработанного содержимого чувственных восприятий, выискивая аспекты, которые каким-то образом соотносятся с прошлым опытом. Затем каждый из этих аспектов интегрируется в общее суждение, и на основе этого суждения начинает солировать эго. Эго цепляется за объекты чувств, стремясь захватить те из них, которые, по его мнению, необходимы для поддержания и расширения возможности отождествления.
Сам акт оценивания, вместе с последующим действием, составляет процесс проецирования сознательной энергии на внешний мир в форме привязанности к объектам чувств. Это, то есть чувственный объект желания, и отвечает за ежедневное истощение сознательной (психической) энергии.
Человек получает энергию из материального мира в виде чувственных восприятий. Затем эта энергия проецируется обратно на материальный мир в виде желаний и привязанностей. Обычно этот поток энергии, идущий через ворота ума в ту и другую сторону, уравновешивается: сколько приходит, столько же отдается обратно.
Но чтобы войти в состояние медитации, сознательно работать над повышением уровня собственного существа, необходимо поднять наличный уровень энергии сознания. Надо учиться воспринимать мир отрешенно, не выносить оценок и суждений, отстраняться от желаний. Для достижения этого состояния сначала необходимо добиться однонаправленной фокусировки энергии в организме. Без этого состояния концентрации последующая медитация как таковая просто невозможна.
Тратак приводит к такой однонаправленности ума, фокусируя внимание на пламени свечи или на черном кружке. После замедления и синхронизации дыхания медитирующий устремляет взгляд обоих глаз на объект концентрации.
Тратак индуцирует состояние однонаправленности ума за счет первоначального успокоения и гармонизации дыхания. Затем начинается созерцание фиксированного источника чувственного сигнала. Для этого вы резко фокусируете взгляд обоих глаз, добиваясь того, чтобы мысли освободились от всех внешних источников возбуждения.
По традиции, объектом медитации выбирается пламя или черный круг, так как любой из этих объектов легок для восприятия и не нуждается в индентифи-цирующем оценивании. Это позволяет медитирующему успокоить поток мыслей, который часто возникает при восприятии объекта чувств. Далее хрусталик каждого глаза фокусирует этот образ на поверхности сетчатки, где он передается по зрительным нервам в затылочные доли мозга. Таким образом, вся входящая и выходящая энергия фокусируется на одной точке. Образуется замкнутый контур с обратной связью.
Когда текут слезы, медитирующий закрывает глаза и визуализирует пятно или пламя внутри, там, где оно сохраняется в качестве остаточного зрительного образа на сетчатке — поверхности зрительного нерва головного мозга. Глаза наводятся на некую внутреннюю точку, расположенную немного повыше центра линии бровей. Теперь взгляд устремлен на сплетение (узел) из трех нервов, которое считается самым важным в йогической физиологии. Это нервное сплетение стимулируется деятельностью шишковидной железы, или эпифиза.
Эпифиз, расположенный в центре мозга между двумя полушариями, — это единственная чувствительная к свету железа в человеческом теле. По этой причине в традиционной духовной литературе эту железу называют «третьим глазом». Именно эпифиз превращает энергию света в электромагнитные частоты, которые управляют деятельностью всей системы желез внутренней секреции.
Шишковидная железа буквально питается светом, а при отсутствии поступления входного сигнала обычно атрофируется к шестнадцати годам. В индийских семьях, где почитаются традиции, на протяжении первых четырех критических дней после рождения младенца в его комнате всегда горит масляная лампадка. И, хотя многие виды медитации детям строжайше воспрещены, тра-так рекомендуется выполнять в самом раннем возрасте.
Йога давным-давно знает о важной функции эпифиза и необходимости выполнения практик, предотвращающих атрофию «главной железы» тела.
К счастью, шишковидная железа никогда полностью не отмирает. Она навсегда остается чувствительной к свету и при правильной стимуляции ее можно снова разработать. При концентрации всех частот оптического диапазона светового спектра в одном компактном, но не слишком интенсивном источнике, — например, это может быть пламя лампы, заправленной очищенным сливочным маслом, — свет и тепло поступают по зрительным нервам в шишковидную железу. Регулярное практикование тратака на пламени инициирует постепенный процесс восстановления ее функций. Когда железа достаточно разработана, — а это, по сути говоря, невозможно без регулярной концентрации на свете в любом виде, — свет превращается в электрическую энергию и передается от эпифиза и под его сознательным руководством другим железам эндокринной системы. Свет передается по нервным узлам в области лба, куда устремлены глаза во время медитации и в бессознательном состоянии.
Когда человек осознает и ощущает поток энергии через это сплетение, он переживает глубокое блаженство. Момент, когда энергия впервые контролируется сознанием, называется раскрытием третьего глаза.
При полном восстановлении функции шишковидной железы тело обретает новую гармонию. Нервная энергия равномерно течет по обеим половинам тела. Нет одностороннего доминирования электрических или магнитных токов. В этом состоянии центральный проток спинного мозга открывается и энергия течет вверх по позвоночнику в головной мозг. Именно этот восходящий поток энергии переживается как блаженство, состояние, которое медитирующий познал задолго до этого. Оно и побуждало его стремиться к практикованию дисциплин саморазвития.
На раскрытие шишковидной железы требуется время. Ведь на атрофию железы вам тоже понадобились годы, так что не ждите чудесной регенерации за одну ночь. Тратак —это дисциплина йоги, требующая регулярной и настойчивой практики. Но вместе с тем практикование тратака дает и быстрые эффекты: повышенную способность к концентрации, расширение горизонтов зрительного восприятия, более сосредоточенное и в то же время расслабленное душевное состояние, а также радость, которая вас сопровождает, когда вы понимаете, что наконец-то нашли средство для расширения и возвышения сознания.
Концентрация на пламени открывает дверь к однонаправленности ума, и полное раскрытие способностей — это не что иное, как расширение одной фокусной точки объекта. В писаниях индуизма сказано: тот, кто практикует тратак регулярно, развивает интуицию и воображение. Прошлое, настоящее и будущее кажется ему одинаково отчетливым в состоянии абсолютного восторга, за пределами всех ограничений и привязанностей.